О компании
 
Борлас-Елтал  > О компании > Пресс-центр > «Борлас» в прессе

«Борлас» в прессе

     
Издание: Эксперт
Большому клиенту — большой консультант

Российские ИТ-компании стремительно укрупняются. Цель — соответствовать запросам клиентов, решить кадровый вопрос и дать бой стремящимся на наш рынок конкурентам-иностранцам

По российской отрасли ИТ-интеграции и консалтинга прокатилась волна слияний и поглощений.

Об объединении 10 апреля объявили TopS BI и «Систематика», а всего через неделю состоялось слияние IBS (консалтингового подразделения одноименной группы компаний) и консалтинговой группы «Борлас». Эти события существенно выделяются в ряду более мелких сделок — нынешней весной сливаются настоящие гиганты (по российским меркам). Только путем поглощений они получат шанс дотянуться до компаний мирового уровня.

Обороты TopS BI и «Систематики» в прошлом году составили 70 млн и 160 млн долларов, а IBS и «Борлас» — 277 млн и 115 млн соответственно. После объединения численность сотрудников «Систематики» приблизится к тысяче, а IBS и «Борлас» — к 2,8 тыс. человек. Схожи и конфигурации сделок — обе они совершены путем обмена акций компаний-участниц на доли в объединенных компаниях без денежных выплат. Оба слияния сопровождались оптимистическими заявлениями о грядущем синергетическом эффекте, снижении издержек, плодотворном объединении усилий и т. д. Но главная причина слияний все же в другом. Президент консалтинговой группы «Борлас» Алексей Ананьин рассказал, что запросы заказчиков ИТ-услуг становятся сложнее и в хорошем смысле изощреннее — исполнитель должен обладать более широким спектром компетенций. С Ананьиным согласен генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников: «Компании путем приобретений добавляют себе компетенции по недостающим технологиям».

При этом альтернативный путь — набрать людей для развития дополнительных направлений внутри компании — практически отрезан: отрасль находится в жесточайшем кадровом кризисе. Найти сейчас в Москве квалифицированного специалиста в области ИТ-консалтинга и услуг, не прибегая к хедхантингу, практически невозможно. Неслучайно ИТ-компании активнее других открывают базовые кафедры в российских вузах, чтобы привлекать кадры прямо со студенческой скамьи. Но и за них уже идет жестокая конкуренция: например, на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ сегодня действуют кафедры 1C, IBS, Microsoft, SAP, ЛАНИТ, идет сотрудничество с Accenture, Luxoft, КРОК и целым рядом других.

Внедрение программных продуктов класса ERP, CRM — это лишь вторая, причем менее прибыльная часть бизнеса ИТ-консультантов. Основную часть денег «внедренцы» получают за «методическую подготовку» — в компании выстраивается функциональная структура, упорядочиваются бизнес-процессы и штатное расписание. И лишь потом на эту упорядоченную структуру накладывается какое-либо ИТ-решение. «Нет смысла автоматизировать хаос» — эту мантру любят повторять все ИТ-консультанты. И это неслучайно — упорядочение управленческого хаоса и разгребание корпоративных авгиевых конюшен приносит им львиную долю доходов.

Эти доходы даются нелегко. Если при построении ИТ-инфраструктуры, поставке «железа» или закупке лицензий на программы компания может следовать четко определенным методикам, общеизвестным протоколам и стандартам, то каждый проект по методической подготовке уникален. Единственный фактор успеха здесь — квалификация персонала и грамотное управление проектом.

Более того, крупные заказчики имеют склонность отдавать предпочтение столь же крупным подрядчикам — они на виду, их успехи и неудачи известны, они дорожат своей репутацией и не меньше заказчика заинтересованы в успехе проекта. Алексей Ананьин говорит: «Некоторые заказчики верят, что крупный подрядчик в случае чего вернет деньги. Они что-то слышали о судебных исках к исполнителям проектов за рубежом, но не знают, что никто еще никаких денег никому в такой ситуации не вернул». Практически единственными гарантиями успеха проекта становится портфолио подрядчика и его забота о репутации.

Еще одна угроза для отечественных ИТ-компаний — активизация зарубежных игроков на российском рынке. Помимо бренда, опыта и финансовой мощи у иностранцев есть как минимум еще один важный козырь — они готовы предложить клиенту самый широкий спектр услуг и решений. Большинство компаний уровня Accenture или Deloitte умеют внедрять и SAP, и Oracle, и Microsoft, и целый ряд других решений, в то время как большинство российских игроков сегодня работают лишь с одним из вендоров. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий замечает: «Если мы и проигрываем международным брендам, то только тогда, когда у них больше опыт, солиднее экспертиза». И снова слияние становится наименее болезненным выходом из положения.

Алексей Ананьин отмечает, что после состоявшихся сделок в российской отрасли ИТ-услуг практически не осталось кандидатов на слияние. Большинство других крупных российских интеграторов занимается строительством ИТ-инфраструктуры (наладкой серверов, сетей, прикладных программ) и меньше связано с консалтингом и внедрением управленческих ИТ-систем. Впрочем, ставить точку пока рано. По мнению Йована Марьяновича, управляющего директора SAP в СНГ, «консалтинговый бизнес в России переживает пору взросления, и для вхождения в пору зрелости ему еще понадобится около пяти лет при сохранении нынешних рыночных тенденций». Если иностранные ИТ-консультанты не испугаются объединенной «Систематики» и союза IBS с «Борласом» (именно так скорее всего и будет), а «вышка» не увеличит прием студентов, то через пару лет отрасль может настичь новая волна слияний. Все-таки компаний, занимающихся ИТ-консалтингом, у нас по-прежнему больше одной.

<<< Назад