О компании
 
Борлас-Елтал  > О компании > Пресс-центр > «Борлас» в прессе

«Борлас» в прессе

     
Издание: Strategy.ru
Набор мер в момент кризиса очень ограничен

Насколько тяжело, на ваш взгляд, отрасль в целом и ваша компания в частности пережили кризис 2008-2009 годов? Какие самые негативные его проявления вы могли бы отметить?

ИТ — это сервисная, обслуживающая отрасль. Поэтому негативные изменения в других секторах экономики отразились на ней самым серьезным образом. Если до кризиса в России наблюдался опережающий рост ИТ-отрасли, который оценивался двузначными цифрами (что в разы превосходило аналогичные показатели рынков США и Европы), то в результате кризиса произошло серьезное сокращение ИТ-бюджетов компаний и, соответственно, объема рынка. Нам, как и всем коллегам по рынку, пришлось предпринять целый ряд мер для стабилизации бизнеса: выявить зоны неэффективности, оптимизировать численность персонала (уменьшить на 10-15%), снизить расходы на back-officeи обучение сотрудников, пересмотреть инвестиционные планы, закрыть направления, требующие дотаций, и некоторые проекты по разработке новых продуктов.

Но кризис принес и целый ряд положительных моментов. Во-первых, появилась прекрасная возможность для того, чтобы привести компании в более здоровое состояние, скинуть образовавшийся за благополучные годы «жирок». Во-вторых, кризис несколько сбил ожидания на дефицитном и оттого перегретом рынке ИТ-специалистов. Люди стали адекватнее себя оценивать, на рынке труда появились свободные специалисты, что для отрасли несомненное благо, хотя сам по себе дефицит квалифицированных кадров никуда не делся. Изменилось отношение к ИТ, стало меньше имиджевых проектов, клиенты стали более требовательными и щепетильными в вопросах оценки возврата инвестиций, целесообразности применения тех или иных технологий и оценки стоимости проекта в целом. Можно сказать, что кризис способствовал взрослению рынка.

Пришла ли отрасль в себя после кризиса? Сколько времени ушло на восстановление сил?

В целом отрасль восстановилась. В некоторых сегментах российская ИТ-отрасль достигла докризисных объемов уже к концу 2010 года. Что касается технологических сегментов рынка ИТ, наибольший темп роста показал рынок оборудования, поскольку этот сегмент существенно пострадал во время кризиса. Рост носил восстановительный характер. В целом же основной объем российского ИТ рынка в 2009 году приходится на домашних пользователей, где темпы роста также были очень высоки. В корпоративном секторе в отраслевом разрезе менее других пострадали рынок проектов в госсекторе, а также образовании и здравоохранении. Эти же сферы отличались увеличением числа ИТ-проектов, в том числе крупных проектов, связанных со стратегическими проектами в рамках финансируемых государством программ модернизации.

Один из благоприятных факторов — отложенный спрос. Компании замораживали обновление ИТ-инфраструктуры и проекты в области систем управления, но эти задачи никуда не делись, а стали еще острее, их необходимо решать, и это способствует росту количества ИТ-проектов. Поддержку рынку оказывает и быстрое обновление технологий, сегодня его отличают не столько количественные улучшения (рост производительности компьютеров, объемов систем хранения данных, появление новых стандартов и т. д.), сколько качественные изменения. Происходят глобальные трансформации в самой модели потребления ИТ-услуг. Основные драйверы роста рынка в мире и в России — это мобильные технологии, социальные сервисы, облачные вычисления и средства аналитики «больших данных».

Считаете ли вы IT-сектор более готовым к новым кризисным явлениям, чем в 2008 году, в случае их возникновения в ближайшее время?

Опыт преодоления двух кризисов (1998 и 2008-2009 годов) позволяет быть более подготовленными к негативным изменениям внешней конъюнктуры. Компании на нашем рынке в результате преобразований стали более эффективными. В кризис ведь обнажились многие сложности в управлении бизнеса, узкие места и проблемы, и предусмотрительные владельцы и руководители компаний поспешили их ликвидировать. То есть с точки зрения организации работы, управления рисками все гораздо лучше, чем в 2008 году. Думаю, это справедливо не только для ИТ, но и для всех компаний, работающих на высококонкурентных рынках. Важным условием стабильности бизнеса является «широта» продуктового портфеля и диверсификация клиентской базы, прежде всего отраслевая.

Каковы будут ваши основные направления деятельности в случае повторения кризисных явлений?

Технологии антикризисного управления отработаны. Я не думаю, что можно изобрести что-то радикально новое. Собственно, в сам момент кризиса можно использовать очень ограниченный набор мер, все они основываются на уже существующих информационных системах и бизнес-процессах. Меняются только приоритеты и подходы к управлению. Например, нормальным является сокращение горизонта планирования, более жесткая бюджетная дисциплина, но опять же — все это реализуется на базе существующих инструментов и процедур. Если эти системы работают плохо или их нет, то в кризис их уже не наладить и уж точно не успеть внедрить. Гораздо более разумным представляется подход, при котором подготовка к возможным проблемам ведется заранее: помимо совершенствования системы управления, расширения портфеля решений и диверсификации клиентской базы я бы отнес к этому укрепление управленческой команды, разумную финансовую и кредитную политику компании и укрепление пресловутого корпоративного духа.

Какие действия государства могли бы положительно сказаться на положении отрасли в случае нового кризиса?

Я бы обозначил два направления. Первое — это поддержка высокотехнологичного сектора, где ИТ-отрасль играет ведущую роль. Последние годы мы такой поддержки не наблюдаем. Например, инициатива по введению единого социального налога крайне негативно была воспринята сообществом, ведь в ИТ практически вся добавленная стоимость создается за счет высококвалифицированных ресурсов, это основное средство производства. В связи с переходом к ЕСН затраты выросли бы на 60-70%. С большим трудом удалось добиться налоговых льгот для ИТ-компаний от правительства. Но чтобы их получать, нужно выполнить целый ряд условий, например, льготы распространяются на компании, имеющие более 50 сотрудников. Под их действие автоматически не подпадают все стартапы и молодые компании. Получается, что льготы не помогают улучшить инвестиционный климат и развитие отрасли, а введены просто для того, чтобы не сделать хуже, чем было.

Второй вопрос — это проблема кадров, в частности проблема подготовки востребованных ИТ-специалистов системой образования. Хороших кадров всегда не хватает. Но если даже на пике темпов роста ИТ-рынка число настоящих профессионалов не особо увеличивалось, то сейчас этого тем более не происходит, потому что нет серьезного роста инвестиций в подготовку кадров для нашей отрасли. В компаниях во время кризиса были значительно урезаны образовательные программы, программы повышения квалификации. Увы, программа подготовки кадров в масштабе всей ИТ-отрасли, несмотря на то, что там многое делается, пока не дает ощутимых результатов. Поэтому нет такого притока молодых специалистов, который обеспечил бы ожидаемые темпы роста ИТ-рынка.

<<< Назад